Адриан Браувер, фламандский художник (1605−1638), был большой выпивоха и драчун.
Почему он был выпивоха? На трех его полотнах (по меньшей мере) — на стенах захудалой нищей пивнушки висят картины! Откуда бы им взяться, и для чего? Да когда Адриану нечем было платить за выпивку и разбитую посуду — он рисовал, а хозяин милостиво разрешал повесить его произведение на стене.
И потом: для того чтобы так рисовать, нужно было знать предмет в деталях, наблюдать его. Вряд ли эти картины Адриан писал в студии. Скорей всего, студией был очередной кабак: детали интерьера не повторяются, что говорит о постоянном перемещении художника из одного заведения в другое. (Как пишут в «Википедии», «неисправимому гуляке» оказывал покровительство Рубенс, который купил несколько его полотен для своей галереи. )
А вот зачем надо было художнику на своих картинах воспроизводить свои же полотна? Да для рекламы! Вероятно, это действовало на мозги выпивох, может быть, и они что-то покупали у него (или ставили ему выпивку). Если бы картины не продавались и не покупались — мы бы никогда не узнали об Адриане Брауэре.
Правдивость событий не вызывает сомнений — настолько живо написаны персонажи. И тем более для нас ценны и детали интерьера, и одежда, и манеры героев. Его картины — шедевральное отображение быта и нравов того времени: никто больше в таких количествах не писал таких полотен. И честь и слава ему, что он смог зафиксировать современность (конечно, в той части, которая ему была доступна и известна в деталях)!
Начнем с интерьера. Бедность, даже нищета. И не только в харчевнях, пивнушках или притонах (скорее, последних, потому что на большинстве картин еда как таковая отсутствует), но и в поликлинике — если можно так назвать какое-то подобие комнаты, в которой один эскулап вытаскивает занозу из ноги, а второй пытается то же самое сделать с зубом. Кстати, на то, что в этой комнатушке работают люди, имеющие отношение к медицине, указывает череп на полке, которая висит на стене рядом с входом.
Между прочим, есть деталь — свидетель не очень спокойных времен — решетка на окне. Антисанитария (с сегодняшней точки зрения) просто жуткая: земляной пол и метла посреди комнаты. Судя по тому, что на стенах не видно картин, художник платил за услуги лекарей деньгами.
Однако вернемся к действию, а именно — дракам. Как дерутся сегодня — ясно всем. В ход идут кулаки, мебель, бутылки, ножи и прочая дребедень. Оказывается, современные драчуны хорошо восприняли наследство: на картинах Адриана Брауэра дерутся так же! Только что вместо стеклянных бутылок народ бьет о головы своих противников глиняные кувшины. И ножи несколько старомодные — длиннее и шире. Свирепость на лицах не оставляет сомнений в серьезности намерений дерущихся. И бьют за дело: мухлеж в картах!
На другой картине мотив драки непонятен, но звучит на агрессивном мажоре: за волосы и мордой об бочку! Сословную принадлежность дерущихся сегодня установить сложно. Но публика относительно культурная: под верхним платьем — белое белье, полусапожки без дырок и заплат. Можно предположить, что эти люди — не крестьяне, не ремесленники, они — разбойники. Отсюда и азартные игры, и пьянство, и разврат, и жестокость.
Еще полотно — дешевый притон. Слева две ступеньки, которые никуда не ведут. На площадке этой никчемушной лестницы сидит пара явно не деликатных манер: он запустил руку под юбку с таким выражением, что там что-то нашел. Она как бы сопротивляется, но: что она делает в такой компании? Почему вдруг она оказалась в центре внимания всех мужиков? Они с большим интересом наблюдают за этой парой! И как бы подбадривают их!
Интерьер выглядит странновато. Сохранился набросок этой картины, на котором помост — пониже, нет ступенек, он пошире и подлиннее. Похоже, что это место служило лежбищем для работников или бродяг. На наброске и фигуры выглядят иначе, и расположение дверей другое. Почему художник при переходе на краску изменил все до неузнаваемости (даже до потери здравого смысла) — совершенно непонятно.
А вот еще сценка: около столба стоит писальщик. Ну, нет у него сил выйти на улицу, во двор! Он едва держится на ногах! Спасибо, что до столба дошел!
Любит ли автор своих героев? Большой вопрос! Скорее нет, чем да, — вы посмотрите, насколько обобщенно они написаны. Ни одного живого лица, сплошь карикатуры!
Еще раз можно выразить благодарность мастеру за непритязательность в выборе сюжетов! Именно это привело к тому, что документально зафиксированы бытовые мелочи, вплоть до семейных отношений и гигиенических правил. Посмотрите на «Неприятную семейную обязанность»: папа подтирает ребенка. Во-первых, зафиксировано, что в 17 веке во Фландрии детей подтирали каким-то подобием современных пеленок. Во-вторых, этим занимались и отцы! И попробуйте найти упоминание об этом в литературе! Как бы зафиксировано равноправие мужчин и женщин — и те, и другие это делали, уход за дитем не был уделом только женщины!
За что этнограф и историк костюма может сказать спасибо Адриану Брауэру — это за штаны! Посмотрите: у них отстутствует то, что сегодня называется гульфиком. Я думаю, что в то время гульфик был недоступен героям картин. (И штаны эти — кожаные, кожа с задней части коровы, а может быть, лошади). Тут уместно вспомнить происхождение слова «лосины»: это портки, сделанные из содранной с зада лося кожи.
Судя по всему, подгонять шкуры под размер человека тогда не было принято: посмотрите, как свисают штаны курильщика, сидящего в центре вполоборота к зрителям. Видимо, животное было очень крупным — может быть, бык. А шкуру портить жалко!
Талант художника не поддается измерению. У Браувера не просто документальная точность изображения, его персонажи живут. Да еще как живут! Не он один писал бытовые сцены, но разве можно сравнить его произведения с холодными картинами его современников?
Отношение к пьяницам вряд ли когда-нибудь было положительным. Чаще пьянство осуждалось, потому что у пьяного и талант пропадает, и все окружающие страдают… Но в случае с Адрианом Брауэром потомки должны сказать большое спасибо ему за то, что он пил: его картины — документальное свидетельство жизни самых низов в средние века.
И если бы Адриан не был пьяницей, гулякой и почти разбойником — мы с вами никогда бы не увидели эту самую жизнь во всех подробностях!
Наш интернет-портал является ресурсом, который включает в себя обширный каталог познавательных и интересных статей. Каждый посетитель найдет для себя что-нибудь полезное. Адаптированный дизайн позволяет вам максимально быстро находить необходимую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех электронных устройствах. Теперь отыскать необходимую информацию стало совершенно просто.
Мы собрали для вас полезные и занимательные статьи. У нас портале вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Стандартная система поиска позволяет вам стремительно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых гаджетах. Теперь, поиск подходящей информации будет занимать у вас считанные секунды.